Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Описание
образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования
(далее – ООП ОО) разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом, утверждённым приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 года
No 1897 (далее – Стандарт), с учётом примерной основной образовательной
программы основного общего образования и определяет содержание
образования на уровне основного общего образования.
ООП ОО определяет содержание и организацию образовательного
процесса на уровне основного общего образования и направлена на
формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие учащихся, на создание основы для
самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.
ООП ООО состоит из целевого, содержательного и организационного
разделов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел включает:
- программу формирования и развития универсальных учебных
действий у обучающихся на ступени основного общего образования;
- программу отдельных учебных предметов, курсов;
- программу воспитания и социализации обучающихся на ступени
основного общего образования;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел включает:
- учебный план основного общего образования.
Цель ООП ООО: достижение учащимися результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным
государственным стандартом основного общего образования.
Реализация поставленной цели при разработке и реализации ООП
ООО определяется решением следующих задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
самосовершенствование учащихся, обеспечивающие их социальную
успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями учащегося среднего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми
учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации учащихся как
части образовательной программы и соответствующему усилению
воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося,
формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях,
но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации образовательной деятельности, взаимодействия всех его
участников;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-
технического творчества, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
— участие учащихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение учащихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование,
профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов,
психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми
предприятиями, учреждениями профессионального образования;
— сохранение и укрепление физического, психологического и
социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
Основными принципами построения ООП ООО
являются:
принципы дидактики;
гуманизации и культуросообразности;
целостности и вариативности;
индивидуализации и дифференциации;
преемственности и развития;
системности;
творческой активности личности.
В основе реализации ООП ООО лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования
социальной среды развития учащихся в системе образования, переход к
стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и
способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития учащихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата
образования — развитие на основе освоения универсальных учебных
действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития учащихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей учащихся, роли, значения видов
деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и
определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого учащегося, в том числе одарённых детей,
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне
основного общего образования и направлена на формирование общей
культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие учащихся, их саморазвитие и
самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие
творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья
учащихся.
ООП ООО, с одной стороны, обеспечивает преемственность с
начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает
качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности
подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до
15 лет.
Программа адресована всем субъектам образовательного процесса в
школе на уровне основного общего образования, к числу которых относятся:
педагоги основной школы; учащиеся основной школы; родители учащихся 5-
9 классов; представители общественности, являющиеся членами
Управляющего совета и других выборных органов ОУ; представители
органа-учредителя и т.п.
Выполнение ООП ООО обеспечивается за счет различных источников
финансирования: федеральный бюджет, местный бюджет и дополнительные
привлеченные средства (спонсорская помощь, доходы от дополнительных
образовательных услуг, добровольные пожертвования). Ресурсное
обеспечение реализации программы на уровне основного общего
образования, условия организации образовательного процесса находятся на
допустимом уровне. Подробно данные позиции анализируются в разделе
«Система условий реализации основной образовательной программы».
ООП ООО реализуется через учебный план и внеурочную
деятельность.
Для реализации ООП ООО определяется нормативный срок – 5 лет,
который связан с двумя этапами возрастного развития:
• первый этап - 5-6 классы как образовательный переход от младшего
школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и
постепенный, бесстрессовый переход учащихся с одного уровня образования
на другой;
• второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через
опробование себя в разных видах деятельности, координацию разных
учебных предметов, построение индивидуальных образовательных
маршрутов, наличие личностнозначимых образовательных событий, что
должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения
вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений в
учебном предмете (предмет